Изба-читальня
Нина Катерли
«Дневник сломанной куклы»
Роман Сенчин
«Елтышевы»
Нина Катерли
«Дневник сломанной куклы»
Вот люблю я такие книги – вроде все просто и понятно, сюжет развивается как по накатанной, ясно и логично, а потом р-раз! – и на последних страницах все с ног на голову переворачивается. «Дневник сломанной куклы» как раз из этой серии. Жила себе семья: дед, мама и ее выросшие дети, сын Вовка и дочка Катя – умница, красавица и калека. В 13 лет произошел несчастный случай, выпала Катя из окна и теперь обречена на неподвижность. С кем говорить одинокой девушке, кому изливать душу? Правильно, дневнику. Катя пишет дневник вроде для себя, а может, и для другого, неведомого читателя. Ведь так и пишется большинство дневников – как бы интимно, но не без позерства. А потом эти записки действительно находят своих читателей. Катя ложится на операцию, а дневник отдает на сохранение мужской части семьи, чтобы случайно не попался на глаза матери. Но мужчины тоже оказываются охочи до чужих секретов и в тайне друг от друга этот дневник прочитывают. И узнают много интересного. Оказывается, инвалидом Катя стала, спасаясь от бывшего отчима, который, пока мама лежала в больнице, мучил беззащитную девочку. Конечно, и брат – охранник, и дед – бывший полковник, решают насильнику отомстить. Каждый собирается сделать это по-своему: один нанимает киллера, другой, не доверяя никому, берет дело в свои руки. Но оба они делают это, ничуть не сомневаясь в своем решении, и идут до конца. Каким бы он ни был. А девочка Катя тем временем… Стоп-стоп, это будет уже спойлер. Так что лучше я скажу: не стоит безоговорочно верить всему, что написано в девичьих дневниках.
Роман Сенчин
«Елтышевы»
Для своих лет молодой писатель Роман Сенчин удивительно серьезен, даже трагичен. Его сравнивают с Чеховым, ведь он тоже пишет о правде жизни, о маленьких людях, ею задавленных. Но никогда после чтения чеховских рассказов не ложилась мне на душу такая тяжелая тоска, такое ощущение безысходности. Наверное, потому что маленькие люди Сенчина живут совсем рядом с нами. Да что там, они – это мы, которым пока что просто везет.
Семья Елтышевых тоже до поры жила неплохо: Николай работал милиционером, его жена Валентина – библиотекарем. Сыновья, правда, родителей не радовали, но жизнь все-таки шла – стабильная, размеренная. А потом – один неверный шаг, одна ошибка, и вот Николай уже бывший милиционер, и их выселяют из ведомственной квартиры. С этого момента жизнь семьи Елтышевых начинает медленно, но верно катиться под откос. Сначала вроде есть силы и желание все наладить. Перебравшись в деревню, где живет тетка Валентины, Елтышевы начинают строить дом, стремятся найти работу, пытаются наладить отношения с соседями. Но в страшном реальном мире, называемом русской деревней, можно только пить и воровать, здесь никто никому не нужен, никого никому не жаль. И Елтышевы барахтаются все слабее и слабее, чувствуя бессмысленность любых действий. С каждый днем все меньшей ценностью кажется им жизнь – и чужая, и своя.
Понятно, что Сенчин вел рассказ не об одних несчастных Елтышевых, так быстро соскользнувших на социальное дно. Речь о большем, о множестве семей, успешных до времени. О людях, лишенных не только поддержки государства, но и веры – хоть во что-нибудь, идеи, силы воли.
Критики предлагают изучать роман Сенчина в рамках школьной программы. Я думаю, это предложение не лишено смысла. Изучают же сейчас писателей-деревенщиков, а Сенчин явно продолжает их дело, хоть и без особого пиетета к «земле». Плюс это действительно современная проза, а то в школьном курсе литературы понятие современности уж очень расплывчато. А мажорам, свысока смотрящим на не столь успешных сверстников («я на ероплане, а ты в помойной яме»), было бы полезно узнать, как стремителен и страшен бывает путь вниз.
О.Логинова
(библиотека им. В.Маяковского)